ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
– одно из направлений современного психоанализа, теория и практика которого основаны на использовании идей, почерпнутых из классического психоанализа З. Фрейда и экзистенциальной философии М. Хайдеггера. Основателями экзистенциального анализа считаются швейцарские психиатры и психоаналитики Людвиг Бинсвангер (1881–1966) и Медард Босс (1904–1990).

   Л. Бинсвангер выступил с идеями развития психоаналитической антропологии, в рамках которой им была осуществлена модернизация психоаналитического учения З. Фрейда о человеке. Усмотрев заслугу основателя психоанализа в том, что фрейдовская теория человека как природного существа является важным методологическим принципом для антропологии, он в то же время критически отнесся к некоторым идеям классического психоанализа. Так, в противоположность основателю классического психоанализа Л. Бинсвангер полагал, что психология должна корениться в антропологии. С этих позиций он пересмотрел учение Фрейда о человеке, попытавшись дополнить его фундаментальной онтологией М. Хайдеггера. В результате психоаналитическая антропология Л. Бинсвангера стала экзистенциальным анализом. В теории во внимание принимался общий структурный порядок человеческого бытия, в клинической практике – онтологическая структура наблюдаемых случаев болезни.

   В 30-х годах Л. Бинсвангер одним из первых начал использовать экзистенциальный подход в исследовании теоретических и клинических проблем. Обратившись к работам М. Хайдеггера, он включил в арсенал своих построений такие категории, как «бытие в мире», «озабоченность», «забота» и др. При этом он по-своему интерпретировал хайдеггеровское учение о человеческом бытии, считая, что осмысление подлинной природы человека с необходимостью связано с выявлением смысла и значения основных форм человеческого существования и их взаимодействия между собой.

   В 50-х годах в разработку экзистенциального анализа активно включился М. Босс. Под руководством М. Хайдеггера он попытался поправить Л. Бинсвангера, давшего неортодоксальную интерпретацию хайдеггеровских идей. Обнаружившиеся расхождения между Л. Бинсвангером и М. Боссом заключались в следующем. Первый модифицировал хайдеггеровскую концепцию бытия в мире, интерпретируя ее в духе экзистенциально-психоаналитических представлений Ж.-П. Сартра; второй последовательно придерживался идей М. Хайдеггера, выступая против сартровского и бинсвангеровского понимания человека.

   Несмотря на различия между Л. Бинсвангером и М. Боссом в трактовке хайдеггеровского учения о бытии человека в мире, оба исследователя сходились в одном. Они критически переосмыслили некоторые постулаты классического психоанализа. В частности, Л. Бинсвангер и М. Босс выступили против рассмотрения бессознательного в качестве основной характеристики человека. С их точки зрения, подобная трактовка бессознательного несовместима с экзистенциальной идеей человеческого бытия.

   Это не означало, что Л. Бинсвангер и М. Босс не придавали значения бессознательному в процессе клинической терапии. Напротив, оба уделяли значительное внимание переводу бессознательного в сознание и рассматривали эту процедуру как необходимую предпосылку успешного лечения пациентов. Тем самым они разделяли сходные идеи З. Фрейда. Но они не приняли фрейдовского теоретического понимания бессознательного, которое, на их взгляд, имело общий характер и утрачивало связь с уникальностью человека.

   Используя, каждый по-своему, хайдеггеровские идеи, Л. Бинсвангер и М. Босс обращались не только к бессознательному, но и к сознанию. Они исходили из того, что невротический способ бытия в мире может быть предопределен сознательными образами и фантазиями. Различного рода фобии и иллюзии могут быть поняты в терминах экзистенциального беспокойства. В связи с этим задача экзистенциального анализа заключается в исправлении ошибок, допущенных классическим психоанализом.

   Основное острие критики Л. Бинсвангера и М. Босса было направлено против биологизаторских тенденций в классическом психоанализе. Так, они отвергли фрейдовскую теорию либидо как натуралистическую, противопоставив ей концепцию любви в широком смысле этого слова. Л. Бинсвангер и М. Босс пересмотрели также фрейдовскую трактовку эдипова комплекса и страха кастрации. Они полагали, что обнаруженные З. Фрейдом феномены являются конкретным проявлением экзистенциального беспокойства, возникающего в силу утраты человеком мира и самого себя.

   В экзистенциальном анализе Л. Бинсвангера и М. Босса сохранились фрейдовские понятия о детской сексуальности, механизмах вытеснения, переносе. Стремление совместить хайдеггеровскую философию с психоаналитической теорией способствовало постижению бытия человека в мире, в том числе и в его патологической форме. Однако экзистенциальная критика психоаналитического учения З. Фрейда о человеке далеко не всегда была последовательной. Не случайно некоторые исследователи, например Дж. Айзенберг, отмечали, что разногласие между З. Фрейдом и представителями экзистенциального анализа лежало значительно глубже, чем философские расхождения по поводу необходимых теоретических оснований психологии и психиатрии.

   Переосмысление психоаналитического учения З. Фрейда о человеке с точки зрения использования идей экзистенциализма – явление довольно частое в современной психологической, психиатрической и психоаналитической мысли. Типичным примером в этом отношении может служить логотерапия венского психолога и психиатра В. Франкла (1905–1997). Цель и задача этого учения определяется как теоретическое исследование смыслозначимых характеристик человека и как оказание практической (терапевтической) помощи ему в поисках смысла жизни.

   Логотерапия имеет дело с выявлением экзистенциального кризиса развития человека. В этом смысле она является аналитическим процессом, схожим как с экзистенциальным анализом, так и с психоанализом. Однако, ориентируясь на раскрытие смысла человеческого существования, это учение не ограничивается процедурами перевода бессознательных мотивов деятельности человека в его сознание.

   По выражению В. Франкла, логотерапия расходится с психоанализом в том, что она рассматривает человека как такое существо, чья основная миссия состоит в реализации смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и желаний. Так, В. Франкл стремился модернизировать психоаналитическое учение З. Фрейда о человеке, превнося в него экзистенциальные представления о человеческой реальности.


  


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ" в других словарях:

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — см. АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — (лат. existentia существование и греч. analysis разложение, расчленение) направление современного психоанализа, ориентированное на исследование и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее экзистенции (существования). Создан в 30 х 20 в …   Новейший философский словарь

  • экзистенциальный анализ — (от лат. existentia существование + греч. analysis разложение, расчленение) направление современного психоанализа, ориентированное на исследование и коррекцию личности во всей полноте и уникальности ее экзистенции (существования). Создан в 30 х… …   Большая психологическая энциклопедия

  • экзистенциальный анализ — (лат. existentia существование) анализ биографии больного с целью определения смысла и целей его жизни, внутренних возможностей личности производить переоценку своих нравственных ценностей и идеалов; используется для выработки… …   Большой медицинский словарь

  • Экзистенциальный анализ — (лат. existentio – существование). Течение в зарубежной психологии и психиатрии, возникшее в 20 е годы нашего столетия. В основе его лежат идеи философии существования (Binswanger O.L., Minkowski E., Fischer О.). Психопатологические категории… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ — Общепринятый перевод Daseinanalyse. См. обсуждение термина экзистенциализм и экзистенциальная терапия …   Толковый словарь по психологии

  • анализ экзистенциальный — одно из направлений современного психоанализа, основанное на комбинации идей З. Фрейда и М. Хайдеггера; направлено на исследование личности во всей полноте и уникальности ее существования экзистенции. Его создатель швейцарский психиатр и философ… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — англ. analysis, existential; нем. Analyse, existenzielle. Метод анализа личности (Л. Бинсван гер) во всей полноте и уникальности ее существования. Согласно А. э., подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью… …   Энциклопедия социологии

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — относящийся к чувству экзистенции (существования). Экзистенциальная философия – это психологическое или моральное описание чувства человеческого существования в его конкретной реальности на уровне общественного индивида, такого, каким оно… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ — относящийся к чувству экзистенции. Экзистенциальная философия это психологическое или моральное описание чувства экзистенции (Ясперс), такого, каким оно предстает в самых различных ситуациях (страдание, сражение, ошибка, и даже в экстремальных… …   Философский словарь

Книги

  • Экзистенциальный анализ, . В книге изложен предложенный Людвигом Бинсвангером метод анализа личности, раскрывающий ее во всей полноте и уникальности ее существования. Из сплава идей Ясперса, Гуссерля, Хайдеггера,… Подробнее  Купить за 933 руб
  • Экзистенциальный анализ, Бинсвангер Л., Кун Р.. В книге изложен предложенный Людвигом Бинсвангером метод анализа личности, раскрывающий ее во всей полноте и уникальности ее существования. Из сплава идей Ясперса, Гуссерля, Хайдеггера,… Подробнее  Купить за 688 руб
  • Экзистенциальный анализ, Бинсвангер Людвиг. В книге изложен предложенный Людвигом Бинсвангером метод анализа личности, раскрывающий ее во всей полноте и уникальности ее существования. Из сплава идей Ясперса, Гуссерля, Хайдеггера,… Подробнее  Купить за 582 руб
Другие книги по запросу «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.